Договор об участии в фонде финансирования строительства —способ привлечения инвестиций, предусмотренный ст. 4 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности».
Фонд финансирования строительства (ФФС) — это средства, которые передали управителю ФФС. Управитель распоряжается средствами по правилам фонда и на условиях договоров об участии в ФФС.
Самый распространенный тип ФФС — вид "А", где цену строительства объекта определяет застройщик. Застройщик берет на себя риск, что денег не хватит на все работы, а также обязуется вовремя сдать объект строительства в эксплуатацию, независимо от объемов финансирования.
Есть также вид "Б", где цену недвижимости определят управитель ФФС, который и собирает деньги на строительство. Вид "Б" дороже, сложнее в реализации и обычно не используется в Украине.
Фонды создаются с целью строительства недвижимости за счет доверителей – физических и юридических лиц. Доверители ФФС получают недвижимость в собственность после введения объекта в эксплуатацию.
Застройщик обязан зарегистрировать на доверителя право собственности на квартиру за свой счет после ввода объекта в эксплуатацию, присвоения почтового адреса и выполнения доверителем обязанностей по договору.
Форма договора – простая письменная, нотариальное заверение не является обязательным.
Особенности:
- четкое законодательное урегулирование;
- минимальный риск двойных продаж объекта;
- существует типовой договор, утвержденный государством, и перечень обязательных условий договора;
- отсутствие налогообложения при заключении договора участия в ФФС, но присутствует вознаграждения управителя за участия в ФФС (в среднем 1,4% от цены договора);
- опосредованный контроль над участниками строительства и целевым использованием средств со стороны управителя ФФС и государства;
- без зарегистрированного разрешения о начале выполнения строительных работ нельзя привлекать деньги инвесторов;
- фонд — это счет в банке. Если управитель не справился или обанкротился, то деньги инвесторов остаются на счетах и их можно передать другому управителю;
- законодательством предусмотрена возможность замены застройщика или управителя в случае возникновения проблем со строительством;
- управителем ФФС может быть только банк или финансовая компания, которая имеет соответствующую лицензию;
- управитель ФФС обязан иметь уставной капитал не менее 1 миллиона евро (в гривневом эквиваленте);
- невозможно быстро вернуть средства в случае расторжения договора (только после привлечение иного доверителя или после сдачи дома в эксплуатацию);
- текущую цену объекта строительства определяет застройщик самостоятельно;
- имущественные права на объект строительства или объект незавершенного строительства становятся предметом ипотеки между заказчиком строительства и управителем.
На что обратить внимание:
- на репутацию управителя ФФС. Убедитесь, что заказчик строительства и управитель не связаны между собой;
- на опыт и наличие соответствующей лицензии у управителя ФФС;
- на наличие необходимого пакета разрешительной документации на строительство;
- на условия договора: четкие характеристики объекта строительства, материальная ответственность сторон, граничные сроки введения объекта в эксплуатацию, порядок и основания расторжения договора и возврата средств, права и обязанности сторон и др.
До введения дома в эксплуатацию и присвоения почтового адреса имущества юридически нет, поэтому заключается предварительный договор.
По предварительному договору стороны обязуются в течение определенного срока заключить основной договор на условиях, установленных предварительным договором. Предварительный договор подписывают с физическим лицом, которое обычно и является заказчиком строительства.
Предварительный договор купли-продажи квартиры не указан в статье 4 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности» как допустимый механизм инвестирования в жилищное строительство, но и не запрещен.
Форма договора обязательно должна быть письменной, при этом судебной практикой в Украине предусмотрено и нотариальное заверение.
Особенности:
- риск привлечения средств для строительства до получения разрешительной документации;
- сложность проверки физического лица в Едином государственном реестре судебных дел;
- такие договоры обычно нотариально заверяются, но не подлежат государственной регистрации, поэтому со стороны государства отсутствует контроль за возможностью повторной перепродажи;
- государство, управляющие и другие органы не контролируют финансовые потоки привлеченных средств;
- при заключении предварительного и основного договоров нужно заплатить до 8,5% налогов + расходы на нотариальные услуги;
- трудности в получении судебной защиты — даже при 100% оплате и построенном доме нельзя признать право собственности на квартиру до подписания основного договора;
- возможны непредвиденные риски для покупателя в случае, если основной договор не является приложением к предварительному договору (покупатель не ознакомлен с положениями основного договора).
На что обратить внимание:
- на условия договора: четкие характеристики объекта строительства, условия передачи права собственности, материальную ответственность сторон, граничные сроки введения объекта в эксплуатацию, порядок и основания расторжения договора и возврата средств, права и обязанности сторон и др.
- на наличие необходимого пакета разрешительной документации на строительство;
- на репутацию субъектов строительства и опыт строительства подобных объектов;
- на полномочия и ограничения подписанта со стороны продавца;
- стоит дополнительно проверить данные физического лица (заказчика строительства) через Единый реестр должников.